«Маленькие тигры». Очерк о кошках из журнала «Природа и люди, 1914 г.

(«Природа и люди, № 16, 1914 год.) Ознакомиться и приобрести всю подшивку за 1914 год можно в магазине на сайте.

«Маленькие тигры»

Очерк барона П. П. фон Винклера. (Орфография оригинала изменена — адм.)

«Бог для того только создал кошку, чтобы предоставить человеку возможность ласкать тигра» — постоянно говорил Виктор Гюго, лаская свою прелестную ангорскую кошечку «монашку». И этот маленький тигр еще с незапамятных времен пользуется любовью и попечением человека.

Наша домашняя кошка, как бесспорно доказали последняя исследования, происходит от дикой буланой кошки Felis maniculata, открытой в Нубии, где ещё теперь дикие котята легко воспитываются сомалийцами. Впервые приручение этого хищника произошло в долине Нила, за несколько тысячелетий до нашего времени, и в отличие от других домашних животных, кошка сразу явилась священными животным. Одна из главных причины этого заключалась, вероятно, в том, что, уничтожая грызунов, истреблявших запасы хлеба и других продуктов, кошка как бы охраняла благосостояние своего хозяина Отсюда не труден уже переход к почитанию кошки как доброго духа жилища, приносившего ему счастье, а её смерть повергала семью в горе, выражавшееся  внешне выщипыванием бровей. Несчастный, лишивший жизни кошку, мог считать себя погибшим. Диодор сообщает, что одному жившему в Египте римлянину случилось по неосторожности убить кошку. Тщетны были все просьбы о помиловании: сам царь не мог защитить его от ярости народа.

Если кошка околевала, ей с благоговением закрывали глаза, бальзамировали, тщательно обвивали ее затем полотняными бинтами и погребали, как человека. На египетских кладбищах открыты массы кошачьих мумий и бронзовых изображений кошек (рис. 2).

ris2

Важнейшими центром кошачьего культа быль город Бубастис, где находилось изображение богини Баст с кошачьей головой. Уже в то время пристрастием к кошкам отличались женщины, которые предпринимали паломничества в Бубастис, если их обманывала надежда иметь детей или влекло какое-нибудь другое заветное желание.

Домашняя кошка чрезвычайно долго оставалась в Египте и Нильской долине и сравнительно поздно попала в Европу, вероятно, и в Азию. В эпоху свайных построек не прослеживается никаких следов домашней кошки. Она была неизвестна грекам и римлянам древней эпохи; для ловли крысы и мышей употреблялись, вместо неё, хорьки и другие мелкие хищники. Библия не упоминает о кошке. В Индии, в эпоху Вед, она также была неизвестна. В Европу кошка попала лишь после Рождества Христова: у римлян появляется около IV в. по Р.-Х., а в северную Европу проникла в начале средних веков; в X в. кошка была ещё очень редка в Англии.

В какую эпоху кошка перешла в азиатские области — определить теперь нельзя. Постепенно распространяясь, она дошла до Китая и Японии, а в начале XIX столетия впервые является в Восточной Сибири.

Арабы очень любили кошек, и легенда о кошке Магомета, «Муецце», является характерным тому доказательством: однажды Великий Пророк, одеваясь на молитву, увидел, что на одной поле его белаго бурнуса спала Муецца. Не желая будить животное,
Пророк отрезала полу эту от своей одежды и ушел на молитву. Возвратясь, он нашел Муеццу проснувшейся, благословил ее и даровал ей и всем её потомкам способность, падая на землю, всегда становится на ноги *) (рис. 5).

ris5

*(Как известно, кошка всегда падает на ноги — факты, представляющий своего рода физическую загадку. (Интересующихся отсылаем к статье «Задача о падающей кошке в «Занимательной физике» Я. Перельмана).

Неслышная поступь животного, его хитрость, блуждание по ночам, сильный в темноте блеск глаз — все это заставило суеверных и недоверчивых людей средневековья смотреть на кошку, как на какое-то мистическое животное, служащее темным силам. И черная кошка стала необходимым спутником знахарей, волшебников,— вообще адептов черной магии. Создалась даже легенда, что раз в год дьяволы глубокою ночью обходят все селения, где нет храмов, сопровождаемый черными кошками с горящими факелами в лапах.

Легенда эта долго жила в Нормандии и не мало сгубила кошачьих душ, так как избавиться от такого посещения дьявола можно было, лишь сжигая в кострах Иванова дня живых кошек в особых ивовых корзинах.

Но с течением времени кошки не только снова вернули к себе расположение и любовь человека, но одно время считалось весьма модными и даже необходимым для каждого богатого дома — иметь у себя несколько кошек. Моду это ввел  во Франции знаменитый кардинал Ришелье; она скоро распространилась во всей Европе и до наших дней  сохранилась в Англии, где присутствие кошки в дом является необходимыми для полного комфорта у «семейного очага» как небогатого ремесленника, гак и лорда-миллионера. У герцога Ришелье были 17 кошек, из которых одна, «Парик» — прозванная так потому, что родилась в парике поэта Ракана,— была любимицей кардинала и всегда присутствовала при его приёмах. Большой серый кот был и у царя Алексея Михайловича; изображение этого кота сохранилось до нашего времени.

Любителям кошек, вероятно, интересно было бы узнать, как разделяется домашняя кошка по породам.
Все породы домашних кошек делятся на две обширные группы:  длинношерстых и короткашерстых кошекь.

Первая,— происшедшая, вероятно, от скрещивния нубийской буланой кошки с манулом, или степной кошкой Средней Азии (Felis manul),—обладает густым и довольно длинным серебристо-серым мехом. Вторая группа является непосредственными потомками  буланой кошки, принявшей местные окраски и наименование.

Длинношерстые кошки, в зависимости от окраски своего длинного и пушистого меха, различаются:

1) Чисто 6елые с глазами голубыми — так называемая ангорская кошка (рис. 7).

ris7

Не вполне  чистокровные кошки имеют разноцветные или желтые глаза. (Многие полагают, однако, что разноглазость — признак чистокровности; но это неправильно). У китайской кошки шерсть насколько короче, но шелковистые уши оканчиваются кисточками, а хвост —небольшой и имеет узел, составленный из неправильно сросшихся позвонков.

2) Чисто-черные, с глазами желтыми; мех двух оттенков: черный угольный — Ваннские кошки (из Ваннской провинции в Турции); и черный с красноватым отблеском — константинопольская, или турецкая.

3) Голубые (серо-голубоватые): более светлые с голубыми глазами и более темные с желтыми глазами. Первая разновидность у нас обыкновенно называется сибирскою кошкой (рис. 3);

ris3

за границей она известна как русская кошка. Вторая разновидность — французская или шартрезская кошка.

Рыжая или золотистая кошки, глаза зелено-желтые — у нас так называемая бухарская кошка, а за границей — золотистая персидская.

4) Черепаховый с белым (мех черный, серый, коричневый и белый) или пестрая, глаза темно-желтые — индийские кошки (пестрая персидская). Кошки это отличаются несколько большей величиной (рис. 6).

ris6

Часто все разновидности длинношерстых кошек соединяют в группу персидских кошек разных окрасок.

Короткошерстые кошки известны следующей окраски: чисто белые — итальянские, черные, голубые (мальтийские), рыжие, тигровые, трехцветные — черно-желто-белые — испанские), черно-белая (голландская), черепаховые, пегие (с неправильными пятнами на белом меху с обширными подразделениями).

Все эти кошки имеют один общий тип. Только следующие породы представляют особенности:

1 ) Абиссинская кошка — отличается небольшой головой, длинной шеей и высоко стоящими ушами. Она чрезвычайно напоминает буланую дикую кошку.

2) Венгерская кошка — светло-желтая, пятнистая, на более высоких ногах; хвост несет на спине. Надо полагать, что эта порода явилась результатом специального подбора животных.

З) Японская кошка — маленькая черно-белая, реже белая кошка, с коротким хвостом.

4) Сиамская королевская кошка (рис. 1)

ris1

— песочного цвета, но лицо, уши, лапы и хвост — темно-каштанового, почти черного цвета. Глаза голубые. Кошки эти крайне редки и ценятся весьма высоко. Иногда попадаются кошки с короткими хвостами, но это составляет уже недостаток.

5) Бесхвостая, или манская кошка (рис, 8)

ris8

встречалась исключительно на острова Ман в Ирландском море, вероятно, представляя помесь домашней кошки с местною дикой. Она иметь различную окраску, но отличается полным отсутствием хвоста.

Таковы главные породы домашних кошек.

Кажется, нигде так не любят и не ухаживают за кошками, как в Англии. На одной из лондонских улиц находится большой дом, на котором прибита следующая оригинальная надпись: «Лондонский приют для бродячих и голодных кошек». Приют этот устроен г-жёю Морган и функционирует почти 10 лет. Каждое утро из приюта выезжает особый фургон со служанкою, вооруженною особой сеткой; на обязанности её лежит ловля бродячих кошек, и помещение их в приют.  Вечером фургон, нагруженный пленниками, число которых иногда достигает 50 — 60 штук, останавливается перед домом, и с помощью швейцара и грумов в синих ливреях, пленники водворяются на житье в приют. Каждого из них предварительно осматривает ветеринар, затем его, если надо, перевязывают, чистят и кормят в общей столовой. Каждая кошка имеете свое помещение; кроме того, у
них общей зал для игры (рис. 9) и покрытый сеткой сад.

ris9

Очевидно, идея такого приюта понравилась англичанам,— вернее англичанками,— так как приют этот в настоящее время приняла под свое покровительство королева Александра (вдова короля Эдуарда VII). Кроме того, в Лондоне образовалось особое общество «защиты бродячих кошек», учредившее также свое убежище. В Париж также
имеется приюты для кошек, но они не так роскошно обставлены.

Американцы в своих причудах не обошли и эти  вопросы. Недавно один умерший негоциант завещал своим двум кошкам дом, оцененный почти в 10О тысяч рублей, доходы с которого должны были обеспечивать жизнь и уход за этими «наследниками». Только после их смерти дом переходил бы к его человеческими наследникам.

Любовь к кошкам доводит иногда до курьезов, вроде, например, следующего происшедшего в Брюсселе несколько лет тому назад. Владельцы кошек этого города образовали особый «кошачий союз», одна из целей которого было устройство
«кошачьей почты» между городом и окрестною дачною местностью. Предполагалось устроить это такими образом, чтобы кошек кормить один день в город, другой на даче. Кошки, перебегая, приносили бы с собою письма, телеграммы и передавали бы нужные известия семье на дачу или мужу в город. Организовать эту почту предполагалось в
противовес городской, почему-то не удовлетворявшей брюссельцев. Но опыт оказался неудачным. Из собранных 30-ти кошек больше половины исчезло бесследно.

Из остальных только три перебежали два раза из города в пригородный дом, да и то, вероятно, случайно. Все прочие кошки отказались нести почтовую службу.

В противовес англичанам, немцы не очень любят кошек, и во многих городах — Берлин,
Гамбург, Дрезден — бродячих  кошек уничтожают, не стесняясь употребляемыми средствами — капканы, силки, петли и т.п.