Старинный учебник рисования

Статья из «Краткого руководства к изучению форм и к рисованию

по американской системе»,

справочной книжке для учителей рисования, составленной Германом Лукасом

по американскому изданию. 1911 год. Старая орфография. Графические иллюстрации. Описание теории и практики для обучения, задания для учащихся.

Всю книгу, сканированную в формат PDF, вы можете купить в магазине.

Страницы из книги с этой статьёй:

perspektiva72

Текст статьи, орфография изменена.

Изображение кажущегося вида

Перспективное, картинное изображение предмета

Под картинным изображением мы подразумеваем воспроизведение предметов в таком виде, как они представляются нашему глазу. Изучение элементов и построение формы предметов (конструкция) подготовляют учеников к изучению кажущегося, картинного вида предмета. Последнее является дополнением к конструктивному воспроизведению и должно поэтому находиться с ним в тесной связи. Однако, основные правила этих двух способов изображения весьма различны. Конструкция требует двух или трех геометральных видов, представленных с разных точек зрения, тогда как картинное изображение имеет конечною целью передачу предмета в художественном, живописном виде с одной точки зрения. Прежде чем приступить к картинному изображению предметов, необходимо разъяснить ученикам, что кажущаяся форма предмета в отношении её элементов и построения может быть весьма различна и находится в полной зависимости от точки зрения. Учитель никогда не должен забывать, что обучение изображению кажущейся формы предмета должно быть, прежде всего, основано на вполне правильном созерцании, и что каждую неудачу в изображении кажущегося вида предмета следует скорее приписать неумению «правильно созерцать», чем отсутствию способности к рисованию. Вообще большинство лиц, зрение которых не было своевременно развито, имеют наклонность рисовать предметы по представлению, явившемся результатом знания, а не наблюдения. Подобного рода представления образуются в их умах преимущественно при посредстве чувства осязания.

Почти все главные принципы картинного изображения лучше всего могут быть усвоены путем изучения кажущегося вида типичных форм, а именно: простейших геометрических тел и предметов цилиндрической и призматической формы.

Различия между кажущейся формой предметов и их реальной, действительно формой. Кажущийся вид предмета зависит от двух условий: 1) от его положения по отношению к наблюдателю  и 2) от его расстояния от наблюдателя. От первого зависит кажущаяся форма предмета, а от последнего — его кажущаяся величина. Кажущаяся форма какого-либо предмета, за исключением шара, изменяется при каждой перемене места, которое занимает по отношению к нему наблюдатель. Держите куб так, чтобы вам была видна только одна его плоскость. Какой виды иметь он?  Держите его так, чтобы вам было видно одновременно две плоскости. Каков его вид теперь?

Кажущаяся величина предметов уменьшается по мере увеличения пространства, отделяющего их от зрителя. Влияние расстояния на кажущуюся величину предмета подтверждается ежедневными наблюдением. Измерьте карандашом какой-нибудь предмет в отвесном направлении на расстоянии одного метра, а затем — трех. (Указания относительно способов измерения карандашом (визирования) будут сообщены впоследствии). В виде предварительного упражнения при переходе к картинному изображению можно предложить ученикам заняться измерением при помощи карандаша, как это указано при VII-й задаче.  Цель упражнений в картинном изображении предметов (тетрадь З) заключается в развитии зрения и навыка графического и словесного выражения и изображения виденного.

1) Вид круга спереди — всегда круг.

2) Вид ребра круга — всегда прямая линия.

3) Вид круга вкось — всегда эллипсис.

4) Эллипсис тем более приближается к прямой линии, чем более наклонно его положение, т. е. чем меньше уголь эллипсиса к горизонту.

5) Эллипсис тем более приближается к кругу, чем незначительнее его наклон, т. е. чем больше угол его к горизонту.